Прошу прощенья за много буков. Но поскольку это размышление более философское, постольку без бутылки тут не управишься. Спасибо тем, кто таки прочтет. Мне эти тезисы кажутся весьма важными.
1. У представителей того или иного искусства или мастерства, кроме собственной гордости за себя, любимого, и свое творчество, бывает еще и особенная «цеховая» гордость – у актера за театр, у художника за живопись, у кинорежиссера за кино, у пивовара за пиво – и т.д. И есть такая штука, как цеховые мероприятия (конференции, фестивали и т.п.). В том числе – и разного рода состязания, которые предназначены не только для того, чтобы выделить перспективный молодняк, но и для того, чтобы у зубров и мэтров порох в пороховницах не залеживался. А также – в честь собственно искусства! Ритуальное состязание – одна из древнейших форм восславления, в том числе и собственного искусства. И лучшие считали за честь состязаться. И не считали оскорблением участие наравне с начинающими – состязание само расставляло всех по местам. Конечно, и награды, и кары за проигрыш бывали разными – но суть все равно была в самой сакральной роли состязания. Олимпиады в Греции, турниры в средневековой Европе – те примеры, которые на слуху у любого.
Это я к тому веду, что кроме как «себя показать со сцены», существуют и другие, более древние, священные, острые и интересные формы представления своего искусства. Кстати, участие в состязании объединяет гораздо больше, чем в простом концерте.
2. Если обратиться к источникам ("Жизнеописание трубадуров", которым пользовалась Иллет, когда писала свою статью-исследование о менестрелях, другие еще могла бы назвать Алина), можно узнать, что так называемые менестрели бывали, как и у нас сейчас, очень разные. Одни пели только чужое. Другие клали на музыку чужие стихи. Третьи писали стихи и водили за собой певца-музыканта, который их исполнял, ибо сами петь не умели вообще. Четвертые полностью творили сами. Но если доходило до состязания – судили по результату. Насколько зрителя проняло, то есть. Не делили по номинациям, критериям, параметрам и т.п.
Ирландские барды (и не только они, такое было в традициях многих и многих народов) в процессе своего обучения должны были выучить дикое количество песен, сложенных до них. И если певец не знал наследия – то, как бы ни был он талантлив, полного статуса он получить не мог.
Никогда не считалось зазорным исполнение чужих песен, вне зависимости от того, написал ты хоть сколько-нибудь своих или нет. Напротив – есть освященное временем мнение, что песня обретает жизнь только тогда, когда отделяется от своего автора и начинает передаваться из уст в уста.
Я все это говорю к тому, что мастерство менестреля – это штука очень сложная и неоднозначная, и делить это на кусочки – процесс неблагодарный. Неслучайно в процессе судейства мы очень часто нарываемся на то, что формальные критерии просто отказывают – то есть, опытный певец со своим собственным неплохим текстом, с хорошей гитарной техникой и приличным вокалом может неожиданно очень легко оказаться бледненьким по сравнению с неуклюжим новичком, которому вот здесь и сейчас, именно в эту минуту, посчастливилось «высечь искру». Которого вот прямо здесь и сейчас на миг осенило крыло волшебной птицы. Даже если это было локальное озарение. И никто не докажет в таком раскладе, что он «не должен» быть победителем.
Победитель – это не тот, кто должен. И не тот, кто «лучше всех ваще». Это тот, кто смог сделать это здесь и сейчас.
3. Очень хорошо, что мы не стесняемся вспоминать, что менестрели игрового сообщества – это не совсем обычные авторы и исполнители стихов и музыки. Творчество менестреля – это, в первую очередь, именно исполнение песни. В некоторой определенной ситуации, в некоем жизненном, если хотите, сюжете. Это имеет свои корни в определенной сакральности песенного творчества – с тех еще времен и традиций, когда певец был немного жрецом, немного колдуном, который создавал песню не как самоцель или акт самовосхваления, а использовал ее как этакий волшебный инструмент для воздействия на окружающий мир.
Песней не только услаждали и развлекали – песней убивали, поднимали к бою, обличали, лечили, заставляли любить, смеяться или плакать. Песня во многом была оружием, орудием – инструментом, средством для достижения какой-то определенной цели, отличной от того, чтобы «послушать песню».
Ролевая песня имеет вот такое интересное отличие от «сценической» - она может исполняться в ситуации, в сюжете. Зачастую и исполняется. Когда на игре, извиняюсь, за банальный пример, Финрод выходит на песенный поединок с Сауроном, простите, никто не считает баллы за вокал, музицирование и авторство. Как же судят, спросите вы? А вот так вот. Душой. По совокупности факторов. По влиянию. По действию.
Я вижу очень большую ценность вот этой вот собственной фишки, делающей ролевую песню в своем роде отдельным видом искусства (а по сути, возвращающей песне ее полноценную роль).
Турнир есть возможность реализовать вот эту самую уникальную черту ролевой песни – ее осмысленность в драматических (в широком понимании слова), в сюжетных обстоятельствах, ее могущество как инструмента в руках и в устах певца.
Умение чутко реагировать на обстановку, на настроение аудитории, на требование момента, умение петь для людей, а не просто демонстрировать себя, любимого, умение разговаривать песней, а не просто воспроизводить свое или чужое произведение – вот что необходимо для того, чтобы быть менестрелем, намного больше, чем техника или непосредственное авторство. Если ты здесь и сейчас сумел немножко изменить мир – тогда ты менестрель, нет – так, «выступающий».
(Собственно, именно поэтому лично мне катастрофически не хватает на «менестрельниках» настоящего, неформального, игрового состязательного момента. Отсюда и предложение о настоящем турнире для настоящих мастеров).
Менестрельник, который происходит сейчас – это, по сути, отборочные состязания. Убогая и примитивная процедура отбора на нем лично меня давно не удовлетворяет. Разве что в качестве прослушивания перед допуском к основному состязанию. Где смогут участвовать уже и мэтры, и допрыгнувшие новички, и те претенденты, которые нарабатывают уровень давно и упорным трудом. И где судейство будет не по формальным критериям, а по действию же.
Турнир Менестрелей – это священнодействие во славу песни, а не гонка за плюшкой и не мерянье органами. И для молодых менестрелей, и для тех мэтров, в ком еще не протух адреналин, не иссякло вдохновение к со-творчеству и не отвалилось чувство юмора. Это для тех, кому уже нет нужды задирать нос в случае выигрыша и огорчаться из-за проигрыша.
Я думаю, что вполне возможно сделать Турнир интересным для всех.