Тут появилась идея вывесить здесь на форуме собственно соображения по организации, потому что по ссылкам - там много и далеко тянуться. Здесь я помещаю свой взгляд на вещи и, соответственно, подход к решению проблем, который мне сейчас кажется наиболее осмысленным в сложившейся на данный момент ситуации.
Это не план действий - это всего лишь ответ на вопрос, как я себе это вижу. А будет ли кто-то это осуществлять, как и когда - решать не мне, поскольку я в Москве, а Чугунок все-таки в Харькове. (ворчливо: А то еще скажут, что злая Ливанова Чугунок решила прикарманить...)
У меня в ЖЖ Наталя Михальченко и Борис Лазеев высказали свои соображения, довольно близкие по сути, поскольку и Наталя, и Борис организуют конвенты сходного формата. У меня несколько другой взгляд на все эти беды - может быть, потому, что мой опыт связан с фестивалем принципиально другого жанра. Так что мой текст является в чем-то дискуссионным с соображениями коллег. НМ тоже собиралась выложить сюда свои.
* * * * *
Я думаю, что вполне возможно и даже нужно сохранить формат Чугунка и по количеству участников, и по песенно-музыкальной специфике, и по политике "свободного входа".
Соображения у меня такие: Чугункон на данный момент единственный ролевой кон на Украине, который не без оснований претендует на то чтобы представлять ролевое сообщество страны. Это самый старый на Украине кон, самый стабильный, самый многочисленный, самый известный, самый популярный, это единственный кон, участвующий в совместных мероприятиях с другими конвентами.
Здесь играет, заметим, такая моя позиция - я считаю, что ролевое сообщество и ролевые игры должны быть представлены в культурной жизни страны (хоть нашей, хоть вашей), это для меня самоценность, отсюда и подход.
Тут вот http://essy-aka-tigra.livejournal.com/198520.html Тигра рассуждает о фестивалях и конвентах. Очень даже верно. Хотя я бы чуток поправила, пожалуй: фестиваль тоже может быть для своих. Просто фестиваль - для отдыха, а конвент - для работы. На фестивале первично общение, культурный отдых и обмен зрелищами, а на конвенте людям, по идее, в первую очередь надо обсудить какие-то общие вопросы, а отдохнуть - в свободное от этого время. При этом конвент тоже может быть довольно массовым. А крупные сборища типа Сибкона или Зиланта вполне успешно сочетают в себе обе составляющие, как их там ни назови.
Чугунок не случайно позиционируется как ФЕСТИВАЛЬ ролевой и исторической (кажется) песни. На нем сроду в основном выступали и пели, а остальное - в дополнение.
Сейчас происходит, на мой взгляд, следующее: ролевикам нужен массовый фестиваль-конвент. И происходит стихийное перекраивание Чугункона под актуальную ситуацию. Перекраивание самим тем фактом, что люди везут на Чугункон мероприятия «конвентного» формата, требуют их и ожидают. И я думаю, что это устойчивая тенденция, которую не переломит враз даже появление новых конвентов.
Во-первых, потому, что Чугунок сейчас самая массовая и самая распиаренная, и самая - несмотря ни на что, по факту - авторитетная площадка, и презентовать игры (или знакомиться с мастерами) удобнее всего именно на ней. Охват аудитории больше.
Во-вторых, потому, что экономическая ситуация и финансовое положение вряд ли позволяют большинству народа ехать на несколько конвентов в сезон - еще же и на игры летом надо что-то отложить. Поэтому естественным образом выбирается площадка, где можно сделать всего по максимуму. И пообщаться - далеко не в последнюю очередь.
Я считаю очень ценным наличие фестиваля-конвента со «свободным входом». На который можно приехать простому зрителю (не готовому что-то вкладывать в программу, а желающему именно посмотреть-послушать-поучаствовать) – новичку или кому угодно, кто является, так сказать, реципиентом. Это нормально. Не всем быть творцами, ценители тоже нужны. Фестиваля, на который можно приехать более или менее спонтанно (пусть даже за бОльшую цену). Фестиваля, на который можно пригласить или допустить людей со стороны (как на Зиланте – билеты на бал или концерт можно купить в кассах ДК).
Я считаю очень важной массовость Чугункона. Пока она не перевалила пределы 1000-1500 чел. (может, и не перевалит, даст бог). В силу уже указанных выше причин: много возможностей, которые можно охватить разом.
И также я считаю очень ценной «бюджетность», финансовую доступность Чугункона для тех, у кого небольшая зарплата (на Украине это очень актуально), студентов, школьников и т.п.
И я с очень большим пиететом отношусь к Алине, как создательнице и Хранителю фестиваля. Это её фестиваль. Она имеет право делать его таким, как она хочет. Кардинальная смена формата – это просто создание нового фестиваля под маркой старого. И, как было верно замечено, на такую смену формата Алина Владимировна не пойдет. Я думаю, что кроме собственных интересов, пристрастий или особенностей, АВ еще и очень хорошо чует, что такой фестиваль действительно нужен. Другое дело, что, на мой взгляд, да и по словам самой Алины, реально из Чугунка последние годы получается уже не то, чего и ей хотелось бы, а средствами исправить ситуацию она не владеет.
Я бы, в результате, стала бы заходить с другого конца к решению оргпроблем фестиваля. Этого фестиваля, а не какого-то другого.
Так сказать, политическая часть:
Во-первых – сформулировать концепцию (именно концепцию, не вдаваясь в организационные тонкости – то, что хотелось бы видеть). Обязательно, с моей точки зрения, при участии в первую очередь Алины Владимировны и с ее одобрения – чтобы хорошо себе представлять, чего она хочет, чего она хочет, но еще не знает об этом, чего она не против, а что категорически недопустимо. Это ее фестиваль.
Во-вторых – создать – самостоятельно, а не требуя этого от Алины – рабочую группу, способную и желающую работать именно на эту (а не какую-то другую) концепцию. И не спрашивать на это у Алины разрешения. Да, типа мы берем, делаем и приносим Алине готовое на блюдечке. Чтобы она радовалась. Вы думаете, она будет против? Не будет.
Спроектировать – цели, задачи, ресурсы, средства, возможности и т.п.
В-третьих – сделать съемку реального положения дел с помещениями и другими ресурсами – возможной спонсорской помощью, административной помощью других организаций и т.п. Если нужно – создать свою организацию, не втягивая в это Алину вообще. Неважно, будет это клуб, творческая мастерская или что-то еще. Общественная некоммерческая стоит недорого и причиняет не так уж много геморроя. Найти адекватное содержанию фестиваля помещение и пригласить в него Чугунок.
Да, я считаю, что в случае с Чугунконом менеджер (или директор фестиваля) – это не тот, кого Алина поставила на эту должность, потому что Алина не поставит никого, скорее всего. Просто растеряется и будет тормозить, как обычно. Также это не тот, кто возьмется переделывать непонятно что.
Здесь менеджер – это тот, кто возьмет и сделает то, чего на Чугунке просто по факту нет – организационную часть. И пригласит туда Алину с ее Чугунконом. Ее творческий ресурс – на свой организационный. Потому что как руководитель культурной программы фестиваля, на мой взгляд, Алина просто идеальна. Просто ее надо мягко, но надежно поддерживать организационно и брать на себя те вещи, которые она брать не может и не хочет. И я считаю, что это справедливо, и что Алина своими многолетними трудами это заслужила безусловно. Так что если кто-то понимает все это как "переворот" - несколько неправ. Это не "отжимание" конвента у Алины и не самозахват, это то, что делается для нее и для Чугунка.
Мне тут могут возразить – ага, мол, я все сделаю, а Алина поперек фестиваля начнет принимать решения, которые все испортят и т.п.! И все такое. Я знаю, что это все спокойно разруливается, если менеджеральная часть продумана заранее, и ею руководит грамотный адекватный человек. Любой женщине приятно, когда за нее решают неприятные вопросы. Заметьте, это не цинизм. Это предложение дать человеку возможность заниматься тем, чем реально хочется.
Ну это все были стратегические подходцы, а что касается конкретики…
Я думаю, что вариантов размещения фестиваля, в принципе, два. Первый и наиболее желательный – это турбаза или дом отдыха. Среди них можно найти и на 800 человек, такие бывают. Второй – это схема Зиланткона: ДК или другое помещение в самом Харькове и места для проживания в окрестностях.
Первый вариант связан с меньшим количеством геморроя при договоренностях о помещениях и в плане контроля и охраны – все-таки все в одном месте. Второй – позволяет более свободно лавировать в вопросах проживания и дает возможность делать часть программы открытой, но существенно сложнее в исполнении, боюсь, что ролевой Харьков просто не располагает на данный момент таким оргресурсом в принципе. Кроме того, накладывает определенные ограничения с режимом. Да и Алине, скорее всего, это не понравится. Ей гораздо веселее, когда все вместе. Я ее понимаю.
На данный момент Чугунку, судя по запросам участников, нужно следующее:
Большая сцена (актовый зал) – основная площадка для крупных концертов и сценических выступлений.
Малая сцена - вторая площадка, пригодная для малых сольников, конкурсов и т.п. (может сгодиться холл, фойе с нормальной акустикой и т.п.)
Танцзал – спортзал, большое фойе, большое просторное помещение для танцев.
Несколько комнат под семинары, презентации, видеосалон и т.п. – пока в пределах пяти, по моим прикидкам.
Места для общения – где можно просто посидеть, поговорить. И вот это очень важно, учитывая всю специфику Чугунка и ту часть его традиций, которые я бы назвала добрыми.
Места для размещения служб оргкомитета – 1-2 комнаты.
Место поселения в человеческих условиях на 700-800 человек.
Возможно, я что-то упустила, пусть меня поправят.
Я думаю, что надо искать турбазу, санаторий или ДО, в городе или за его пределами. Алина Владимировна мне сказала, что в пределах 50-70 км. от Харькова – это приемлемо.
Организационное:
Я не думаю, что стоит вводить какой-то специальный финансовый фильтр. Почему – я уже писала выше. Я считаю, что Чугунок должен быть принципиально доступным.
Я бы лучше ужесточила правила поведения на фестивале и их соблюдение.
Не вводить «сухой закон» - все равно это все вранье, нормальная молодежь все равно будет потреблять спиртное. Вопрос – чтобы в меру. То есть, нажравшихся я бы выкидывала без милосердия и с позором, невзирая на слезы и сопли, а также дружеское заступничество. Ах, это ваш, вы за него вписываетесь, то есть – отвечаете? Тогда нафиг с пляжа всей компанией. Как показывает опыт Зиланта, раздача волчьих билетов дисциплинирует. Приехал – будь добр уважать дом, где ты гость. Не клиент, не потребитель – гость. Со всеми обязанностями гостя.
Я бы обязательно ввела предоплату как подтверждение заявки. То есть, пока заявка не проплачена – она не подтверждена. Отдельные исключения – опоздания, скидки и т.п. – можно согласовать по договоренности с руководством фестиваля, за отработку, за мероприятия и т.п. Если проплатил, но не приехал – деньги в фонд развития фестиваля, как справедливо предложили коллеги. В крайнем случае, это может зачесться в следующий раз – в той или иной форме.
А взнос повышать нужно – до минимума, необходимого для нормального проживания и обеспечения. Потому что свинство развращает. Потому что надо себя уважать. Потому что времена меняются, и если в какой-то исторический момент других вариантов не было, это не значит, что в нищете, грязи и холоде необходимо сидеть и дальше. Молодежь приезжает. Чему мы их учим? Красоте? Творчеству? Вот так?
Мой собственный опрос показал, что до 50 грн. взнос на Чугунок поднимать можно. Украинские коллеги, скажите, за такие деньги с носа реально говорить о турбазе или ДО?
Я бы создала «кадровый резерв» - то есть, списки людей, которые работают или готовы работать на фестиваль, в Харькове и за его пределами. С пометками, кто чем занимается, кто что может и умеет, кто чего хочет. И поддерживала бы с ними контакт, чтобы в любой момент можно было обратиться за помощью.
Я бы обязательно(!!!) озаботилась плотным поиском групп, организаций и инстанций, которые могли бы быть заинтересованы в Чугунконе. И посмотрела бы, с кем из них можно сотрудничать. Многосотенный фестиваль, на который съезжаются люди со всей страны – это же ресурс! Имея его на руках, вполне можно сотрудничать и с культурными заведениями, и с учебными, и т.п. – если правильно себя поставить. Заметим: не продаваться – а сотрудничать.
Еще нужно искать людей, которые могут помочь опытом и, быть может, ресурсом. Кое-кого даже искать не надо. Это те же организаторы «Звездного Моста» высказывали заинтересованность. Их ресурс тоже до сих пор не смогли использовать. Алина Владимировна не сумела сообразить, что можно с этим сделать. А меж тем это реально.
То же козачество – у меня есть информация о том, что козачество было вовсе не против сотрудничества. Предлагались – мной – к обсуждению следующие возможности, как вариант: наличие в доступе у козаков готового помещения; предоставление административного ресурса для оформления какого-то найденного оргкомитетом помещения, там, где это будет нужно; возможность административной помощи для финансовых операций; позиционирование козачества как организации, при поддержке которой проходит фестиваль. На каком этапе переговоры «обломились» и есть ли смысл их возобновлять (что не исключено) - еще предстоит выяснить.
И спонсоров тоже надо искать. Они ведь и находились, их просто до сих пор точно так же не сумели использовать.
И снова повторю: не Алину пытаться таскать по всем этим терниям, а сделать это полностью самим. Как если бы делали фестиваль полностью с нуля.
Культурное:
Я не думаю, что есть какая-то нужда ущемлять музыкальную программу Чугункона заради семинарской. По очень простой причине: музыкальная программа, в силу ограничений, накладываемых помещением, и так не очень богата. А если помещение расширить, то и семинарская программа спокойно разместится, она-то как раз очень большого ресурса не требует. То есть, я предлагаю не перекраивание Чугунка, а его содержательное расширение. Против этого, кстати, у Алины Владимировны никаких возражений нет.
А вот места для общения, как уже говорилось, должны быть обязательно. Кстати, на Зиланте себя уже не первый год в этом плане прекрасно показывает чайная комната. На Чугунке-2005 я в общаге делала свою такую, импровизационно. Между прочим, очень хорошо задает моду на другие виды напитков, кроме водки. Старым традициям (в том числе и нажираться) можно противопоставить только другие традиции, а их надо прицельно создавать.
Увы, не все вопросы можно решить организационно… То, что завязано на менталитет и сложившиеся обычаи, так не переломишь. Только культурными же методами, предоставляя альтернативу. Как Рим во многом скушал победивших его варваров – у него культура помощнее была.
Наверно я что-то забыла. Ну или позже вспомню, или кто-то мне напомнит.
P.S.
Ну и еще одно размышление… скорее уже психологическое какое-то… Я заметила, что в Харькове к Алине Владимировне относятся по-разному – и хорошо, и плохо, и сложно. Наверно, у всех для этого какие-то свои поводы. Но что я заметила общее – это, видимо, в силу различия поколений, АВ большинство народу воспринимает как мамочку – ну а дальше уже проблема отцов и детей в полный рост. От превозношения до протестных реакций и жесткого дистанцирования. Общее одно, как мне кажется – почти никто не воспринимает Алину как партнера. Как человека, которому можно и нужно помогать не как старшему – сделать, что скажут, доверят или разрешат – а как слабой женщине, к примеру. Женщине, которая имеет право на свои ошибки, причуды и странности - не только потому, что талантлива и добра, не только потому, что всю свою жизнь отдает другим людям, любит всех, вне зависимости от того, как к ней относятся, и старается сделать что-то хорошее для всех, для кого может... Не только поэтому, но и просто как женщина и человек. Как любой из нас.
Я заметила, что права на ошибку АВ не оставляют. Ей не прощают. С ней соглашаются или спорят – но оставляют всегда за ней последнее слово, решение, инициативу. А это надо делать не всегда. Просто потому, что очень тяжкая ноша получается.
Было бы классно, как мне часто кажется, если бы многие из тех, кто на Алину дуется и дистанцируется, поняли бы, что большинство препятствий – в голове у них самих. И если помогать женщине как даме, как слабому нежному существу (да-да, представьте себе!), с позиции взрослого - а не как «мамочке», которая на самом деле отвечает за все и вся – то многие вещи просто встанут на свои места, а многие договоренности станут на порядки легче.
Но это уже мое частное рассуждение, непосредственно к организации оно мало имеет отношения.
Отредактировано Кэт Бильбо (2007-01-19 18:22:21)