Ох-ох-ох… Весело кипел наш «Чугунок», вкусные в нем варились блюда, а теперь булькает что-то мутное…

  Не буду даже пытаться выяснять, зачем и кому понадобилось затевать склоку вокруг фестиваля. Я этого делать не хотела и не хочу, и если бы не взволнованный манифест Сергея Лебедева, вообще бы не стала больше говорить ни слова. Но мне кажется, будет нелишним уточнить некоторые факты.

  1. Для начала – чисто фактическое уточнение о ситуации с «Юконом» и сроках проведения фестивалей (обоих): Когда стало известно, что будут упомянутые в Открытом письме выборы, «Юкон» уже был готов – заключены договора о помещениях и т.п. Но совпадение сроков с выборами грозило полным срывом фестиваля. Узнав из моего анонса, что «Чугунка» в ЭТОМ году не будет,   председатель Оргкомитета Юкона Тим Макаров обратился ко мне с вопросом, нельзя ли будет в самом крайнем случае переместить их фестиваль на числа, привычные для «Чугунка». (Кстати, он обратился ко мне, видимо, не подозревая, что я уволена из оргкомитета, о чем см. ниже). Я сказала, что это в принципе возможно, но тут выборы отменили, и вопрос отпал сам собою. Хочу подчеркнуть, что «Юкон», на мой взгляд, полезное начинание, и хотя новому фестивалю еще есть что совершенствовать, «Чугункону» его существование не должно повредить – задачи и цели двух мероприятий разные, но дополняющие друг друга. В «Юконе» я приняла участие, провела семинар по толкиенистике, и если фестиваль будет жить дальше, буду его охотно поддерживать. 

   2. Второе фактическое уточнение. Цитата с форума: «(…)мы с Андреем Вараксиным ездили к Алине Владимировне и разговаривали с ней. В результате беседы было достигнуто взаимопонимание, так что противостояния нашего Чугункона и «Чугункона Алины» на данный момент уже нет.» Да, разговор в моем доме между мною, Андреем Дегелером и Андреем Вараксиным состоялся в дружеской обстановке за чайным столом. Разговор касался (в деловой его части)  исключительно вопроса использования названия «Чугункон». Вопрос возник в связи с тем, что в анонсе, опубликованном мною,  говорилось не только об отмене фестиваля на этот год, но и о планах на проведение следующего под моим руководством на 2010 (см.ниже п.3).

  Я подтвердила, что не могу и не хочу возражать против  желания собрать людей и попеть песен, но прошу только одного: не употреблять для этого мероприятия название "Чугункон", поскольку на следующий год нам снова его делать, уже в новом формате и виде.  И снова мои слова ухнули в пустоту, меня не услышали, мою ПРОСЬБУ (не приказ, не требование) не уважили. То есть основной и единственный момент так и остался несогласованным.

  3. Теперь начнем разбираться по существу. Цитата из Открытого письма С.Лебедева: «Ещё в начале августа этого года на РИ «Волки Одина» у нас с Алиной Владимировной зашёл разговор о «Чугунконе-2009». Тогда Алина Владимировна сказала, что она не хочет принимать участия в его организации. А хочет посмотреть, как с этим справятся другие. Те, кто в последнее время очень много критиковал её деятельность по организации «Чугункона». (…) в конце концов, она имеет полное право отказаться от работы в оргкомитете «Чугункона», и это право надо уважать.»

Ох, спасибо, хоть кто-то вспомнил об уважении к уволенной уборщице! Прекрасное основание для оргвыводов! Да, мне было тяжело оттого, что между мною и моими сотрудниками возникло непонимание, но я полагала, что мы сможем решить  эти проблемы, если остановимся и отдохнем. Я просто позволила себе немножко проявить эмоции в частной беседе со старым знакомым на фоне карельского пейзажа. Ведь не всякий, говорящий «Я тебя убью!» действительно намерен это сделать! Но, делая анонс о том, что в ЭТОМ (2009) году фестиваля не будет, я вовсе не складывала свои полномочия.  Почему-то участники дискуссии заметили только одну строчку анонса – об отмене фестиваля. Между тем там сказано следующее: «В связи с этим нами принято решение не проводить фестиваль в 2009 г. В следующий раз наш «Чугунок» закипит в году 2010.   Мы намерены, сохранив прежнюю формулу и дух фестиваля,  сделать его лучше и правильнее. А потому уже сейчас приглашаем всех, кто любит и хочет петь, играть, танцевать, ставить спектакли и устраивать игры на фестивале, обращаться по указанному ниже адресу с предложениями и заявками на участие в программе.» На мой взгляд, принять этот текст за отказ от работы в оргкомитете и от фестиваля очень трудно. 

   4. Цитата с форума: «А. В. Немирова не имела полномочий единолично принимать решение об отмене конвента в 2009 году, в связи с чем она, в соответствии с действующими нормативными документами фестиваля, освобождена от обязанностей творческого директора и председателя оргкомитета фестиваля «Чугункон» c 15.10.2008, и в настоящее время в состав оргкомитета не входит.» (О том, что отмена и не предполагалась, см. выше, п.3)

  Умоляю, разъясните мне скорей, каковы те нормативные документы, согласно которым эта интересная процедура была надо мною проделана в мое отсутствие, за моей спиной и без моего ведома? Мне до сих пор был известен исключительно Устав фестиваля, написанный мною лично и никем до сих пор не оспаривавшийся. Там ничего не сказано о возможности снять председателя оргкомитета, НЕ ИЗВЕСТИВ ЕГО ОБ ЭТОМ. Но если этот эпохальный акт был совершен в октябре, чего ради в декабре (см. пункт 2) ко мне приходили представители революционного оргкомитета спрашивать что-то и согласовывать? Они сидели, попивали чаек, и ни слова, глядя мне в лицо и улыбаясь, не сказали об этом малосущественном моменте. Я же в их представлении уже два месяца как частное лицо! Логика, господа! Где логика?

5. О "правах", "брэнде" и прочих официальных материях. Если уж затрагивать это вопросы, - то хотя бы делайте это правильно! О каких правах может свидетельствовать аккуратно сохраненная и отсканированная бумага 1999 г. с печатью ролевого клуба «Святослав», ныне не существующего или, возможно, существующего где-то в отчетности или на бумаге? Где какие-нибудь печати посолиднее? Какое-нибудь свидетельство о регистрации?

  История этого документа такова: в 1999 г. у нас были трудности с получением помещения под фестиваль. Для придания большей солидности в глазах чугуевской администрации мы и решили обзавестись такой бумагой. Она понадобилась один раз и с тех пор о ней не вспоминали.

  Простите, чуть-чуть придется сказать снова о личном. В первые годы существования ролевого движения я привыкла считать, что все мы – друзья, единомышленники, притом движение наше сугубо неформальное и неприбыльное (увы, наивность!). Поэтому мне не приходило в голову официально оформлять СВОИ права на фестиваль. В моем представлении он ничем не отличался от ролевой игры, а уж на игры-то и в 21 веке никто еще не додумался авторское право распространять. Подписывая эту бумагу, я надеялась решить сугубо практическую задачу оформления помещения для Чугункона на 1999 год, вот и все.

  6. Об участии г. Уманского Ю.В. в проведении «Чугункона». Начну с цитаты из моего текста, которую я в свою очередь воспроизведу здесь по письму Сергея Лебедева: «О том, что «...теперь распространяется информация, что именно этот человек, Ю.Уманский, был первым руководителем фестиваля, что «Чугунки» проходили еще до того, как я [А. В. Немирова] за них взялась», оргкомитету стало известно только из опубликованного обращения А.В.Немировой.» Это слухи, не более того. Слухи, которые дошли до меня в поезде на обратном пути с «Юкона». Откуда, из чьих высказываний, на самом ли фестивале «Юкон» или до него эти слухи родились – никто определить, думаю, не сможет, на то и слухи. Я даже не знаю имен тех людей, которые пришли ко мне в вагон выяснить, так ли это. Но сам факт наличия слухов, которые всегда расходятся быстро, не мог меня порадовать, поскольку это прямая неправда. Между тем люди, хорошо знающие ситуацию девятилетней давности, почему-то как-то молчат, а может, и просто не в курсе нынешних событий, я и решила, вернувшись домой, опубликовать свое первое разъяснение, в надежде, что его будет достаточно.

  Еще одна цитата: «…как видно из вышеприведённого документа, в котором имеется подпись и Алины Владимировны, Ю. Уманский всё-таки является директором «Чугункона» с 1999 года, так что, что есть правда, а что неправда, судить вам. Но такой документ существует, и его подлинник может быть предоставлен любому заинтересованному лицу.» О документе см. выше пункт 5. Подлинные факты наших взаимоотношений таковы. В 1999 г. общие знакомые порекомендовали мне Ю.Уманского, с которым я тогда была лишь отдаленно знакома, как администратора, способного помочь в оформлении помещения. Мы встретились, и я предложила Юрию Владимировичу войти в Оргкомитет (который в те времена и состоял-то всего лишь из 3 человек, потому многие функции, теперь исполняемые разными людьми, тогда мы делили между собой). Со своими задачами Юрий справился очень хорошо, в его ведении была охрана и сбор взносов, и – сейчас даже трудно поверить – я не стала контролировать расход денег, настолько доверяла своим сотрудникам. Соответственно, на следующий год я рассчитывала на столь же удачное сотрудничество. К сожалению, на протяжении  1999 года произошли события, не имеющие никакого отношения к фестивалю и ролевому движению вообще, после которых я по чисто психологическим причинам не могла более сотрудничать с Юрием Владимировичем. Разное понимание задач и целей фестиваля также стало к этому моменту ясно. Переменять администратора за два месяца до фестиваля уже было поздно, и я решила провести фестиваль и расстаться с Ю.Уманским уже потом. Что и было сделано при официальной встрече в помещении комитета по делам молодежи, при семи свидетелях. Хочу подчеркнуть, что я не «выгоняла» г.Уманского, не «отставляла» его, а предложила делать фестиваль без меня, но спустя пару дней после разговора г.Уманский известил меня, что САМ отказывается от работы на фестивале. Тому также есть свидетели. Клуб же «Святослав» как организация не имел никакого отношения к проведению фестиваля, так как лично на должности был только Уманский, а отдельные члены клуба приглашались им для технической помощи или приезжали как участники фестиваля. Ни о каком вложении средств клуба в фестиваль, о нахождении клубом спонсоров и т.п. мне ничего не известно. Всех спонсоров (немногих), какие находились, доставили фестивалю сперва В.Губриенко, затем А.Кафтанов. После 2000 г. Юрия Уманского в составе Оргкомитета, а также технических помощников фестиваля, не было, соответственно, никаких обязанностей он не выполнял, да и вообще на фестивале не появлялся. Поэтому утверждение о том, что он «является директором с 1999 г.», прямо скажем, слишком смелое.

  7. О моем статусе в Оргкомитете. Юрию Владимировичу вольно было называть себя «директором фестиваля», я же являлась художественным руководителем постольку, поскольку не было отдельного человека, который бы занимался концертами и другими художественными частями программы. Памятуя о том, что наш фестиваль – собрание неформальное, я не видела необходимости в громких названиях должностей, но не спорила со своим сотрудником. На его ответственности было оформление помещения, организация охраны, сбор взносов и оплата всех расходов; я занималась сбором заявок, работой с заявившимися участниками, программой как музыкальной, так и семинарской, составлением расписания. По мере разрастания числа участников у нас появились отдельные ответственные по семинарам, концертам, появился информационный центр, но все последние годы контакты с чугуевской администрацией и оформление помещения было моей обязанностью. Во всех официальных бумагах, в договорах, а также на бэджике, который я получала на фестивале, значилась должность «Председатель Оргкомитета». Эти бэджики печатали лично и А.Дегелер, и А.Вараксин, могли бы вообще-то напомнить об этом плохо осведомленному С.Лебедеву.

  8. Просьба о разъяснении. Цитата из Открытого письма: «Но кто эти «мы»? Я лично связался с большинством членов оргкомитета «Чугункона-2008», и все они единодушно заявили, что не принимали решения о том, чтобы не проводить Конвент в 2009 году. Более того, все они узнали о том, что «Чугункона-2009» не будет, только из заявления Алины Владимировны.»

  Отмечу, что состав оргкомитета с годами постоянно менялся, только некая А.Немирова, увы, входила в него все двенадцать лет. И теперь повторю вопрос: «кто это «мы»?» Кто те люди, которые слитно именуются Оргкомитетом?

  Они принимают важные решения. Вот меня, например, «сняли с должности» (см. выше соответствующий пункт). Но кто снял? Поименно, прошу! Протокол, перечень присутствующих, дата, выводы? Почему меня не вызвали на общее собрание и не предъявили претензии в лицо? И разве  не следовало, установив новый состав Оргкомитета, указать, кто в нем ответственные лица? На  данный момент публике известен состав Оргкомитета прошлого года и участники нынешней инициативной группы. Как принятое «неизвестными доброжелателями» решение согласуется со знанием того, что я намерена была вместе с коллегами сделать новый фестиваль на следующий год? Как согласуется с тем, что я НИГДЕ не говорила о своем намерении оставить свой пост? Упоминающийся на форуме оргкомитет - это кто? Где список имен? Кто чем ведает? Почему вообще все говорящие о «Чугунконе» как будто зачислены в оргкомитет, в то время как правильно было бы формулировать так: «участники оргкомитета прошлого фестиваля при поддержке инициативной группы»?

  Кроме того, хотелось бы знать, почему о мнении остальных членов оргкомитета не осведомлен его бессменный много лет секретарь М.Н.Сорин? Его тоже вывели из состава без его ведома?

  9. Если неизвестный поименно "оргкомитет" не признает право А.Немировой и по факту признает "право брэнда"  за г. Уманским - этим они создают прецедент и отдают это название (брэнд) в личное пользование человеку, не участвовавшему в мероприятии в 10 из 12 случаев. В то время как он может претендовать только на 50% права на название "Чугункон 1999 года". И если г. Уманский (вдруг) ОТКАЖЕТСЯ участвовать в работе последующих фестивалей, то новому оргкомитету придется выкупать название (а то и платить "аренду" за использование брэнда) либо же все равно менять название будущего фестиваля.

  10. О моем преступном небрежении делами Кольца Конвентов. На мой взгляд, неправильно и нечестно применять слово "спасение" к данной ситуации, так как проводящееся в 2009 г. мероприятие имеет другое руководство и, поскольку этим руководством признается упомянутая в п.3 бумага, то называться это мероприятие должно «Чугункон-1999». А «Чугункон-многолетний», в состав Оргкомитета которого входит уволенная А.Немирова – это ДРУГОЕ мероприятие! И в состав Кольца конвентов, по сути, входит именно оно! На Зилантконе в 2008 г. о своем решении отложить фестиваль я говорила многим, и никто не воспринял это как поношение общему делу, все отнеслись с пониманием. (Тем более что на Мастер-Зиланте еще в 2007 г. вопросы будущего «Чугункона» активно обсуждались в кругу руководителей ряда российских конвентов, и тамошние коллеги вполне в курсе наших проблем.)

  О том, что фестивалю лучше было бы немножко «отдохнуть», что накопившиеся проблемы требуют продуманного решения, мы говорили с коллегами неоднократно. Коллеги выдвигали различные предложения, как улучшить дело «на ходу», некоторые из них внедрялись в практику, другие оказывались нереализуемыми. Это был нормальный процесс, во всяком случае, так мне казалось. Однако когда я увидела, что частичные решения не дают значительного эффекта, то стало ясно: пора принимать меры более существенные, а это – дело именно председателя. Я могла бы ожидать от своих сотрудников, что они, прочитав мой анонс, поняли бы, в чем дело – а если бы и не поняли, то обеспокоенным судьбой фестиваля людям логично было бы созвониться со мной, увидеться, написать и спросить: «Алина, в чем дело? Как будем действовать дальше?» Этого не случилось. НИКТО не позвонил и не спросил, кроме А.Дегелера, который заявил, что если фестиваль на год отложить, он умрет, и потому его следует спасать. Я на это ответила, что если мероприятие, просуществовавшее 12 лет, не выдержит перерыва на год, оно уже умерло и спасать его незачем. Ни О.Филиппова, ни Ю.Соколова, никто другой – все промолчали. Молчание же, как известно, знак согласия. Надо полагать, мое решение их скорее обрадовало.

  В связи со всем вышеизложенным я вижу лишь один способ успокоить страсти и дать участникам ролевого движения возможность выбора таких развлечений, какие каждому из них по душе. Какие развлечения по душе будущим участникам мероприятия на 2009 г., видно из переписки на форуме (см. дифирамбы собутыльникам и бухлу). Не хочу портить людям праздник, а потому полностью отказываюсь от участия в мероприятии под названием «Чугункон» как на этот год, так и на все последующие. Правом брэнда пусть пользуется кто хочет. Однако от своего намерения сделать в 2010 г. фестиваль я НЕ ОТКАЗЫВАЮСЬ. Просто он будет новый и называться по-новому.