Свободная мастерская группа «FreeWay»
при организационной поддержке
Днепропетровского клуба «НIК»
Альтернативно-историческая игра
«Десять лет назад»
Воцарится ли Справедливость?
Тем, кто ещё не потерял романтику в душе.
Тем, чей огонь ещё не погас и, надеюсь, не погаснет никогда!
Хочу не потерять добрую зависть к тем, кто играет, пока мы мастерим!..
Главный Мастер
Главный Мастер – Игорь «Винни» Пуха
Заместитель – Надежда «Лавина» Сотникова
Администратор полигона – Евгений «Скелл» Кириллов, без отрыва от роли
Мастер-трактирщик – Сергей «Док» Скиданенко, без отрыва от роли
Мастер Смерть – Ольга «Криса» Кирисова
Полигонный мастер – Константин «Сэм» Савченко
Медчасть – Ольга «Фиона» Булькач
Организационный взнос – от 15 грн. и выше
Время действия Игры – приблизительно 1615 год.
Стена молчания
Об этих годах не писали поэты и не пели менестрели. Только ученые историографы в скупых и осторожных выражениях доносят до нас то мрачное затишье, перемежаемое дворянскими мятежами, которое нависло над Францией. Началом стали два дня, роковых для государства.
13 мая 1610 г. Мария Медичи торжественно коронована на регентство – на время отсутствия Генриха, решившего лично руководить своей армией, готовой к выступлению в поход против австрийских и испанских Габсбургов.
На следующий день, на пути из Лувра в Арсенал к заболевшему Сюлли, на улице де Ла Ферронри король был смертельно ранен Равальяком, нанесшим ему два удара кинжалом.
Вдове короля, урожденной флорентийке, так и не ставшей француженкой, были абсолютно чужды интересы Франции, к тому же ей было неинтересно управлять государством – ей нравилось властвовать! При этом она оставалась законным регентом королевства при несовершеннолетнем сыне… Будущее представлялось отнюдь не радужным!
«Король силён дворянами, но и дворяне сильны при королях!»
Граф де ла Фер
Король и его наследство
«Сейчас вы меня толком не знаете, но я умру в один из ближайших дней, и тогда вы поймете, чего я стою и в чем разница между мною и всеми прочими».
Эти слова французский король Генрих (Анри) IV сказал накануне своей трагической смерти от кинжала фанатичного католика Франсуа Равальяка 14 мая 1610 года. 1 июля он был похоронен в аббатстве Сен-Дени, усыпальнице французских королей.
Будучи порождением эпохи кровавых религиозных войн, которые буквально разрывали Францию на части, Генрих IV понимал, что жестокость и нетерпимость католиков и протестантов (гугенотов) поставила страну на грань выживания и раскола. Все это происходило на фоне неистребимого желания Габсбургов, испанских и австрийских, потопить зарождавшуюся супердержаву в крови. Генрих IV, человек недюжинного ума, резко отличался от мира, в котором жил. Историки отмечают: этот мягкосердечный, терпимый, скептичный уроженец солнечной Наварры как никто другой из монархов сохранил в себе ренессансный оптимизм.
Очередной и последний возврат в лоно римской церкви (сакраментальные слова «Париж стоит мессы!» были произнесены 25 июля 1593 года в аббатстве Сен-Дени) не в одночасье открывает перед Генрихом IV двери столицы. Но дипломатический талант, взлелеянный годами битв и закулисных интриг, очень ему пригодился. Он практически без крови 21 марта 1594 года занял Париж. Еще раньше, 28 февраля в Шартре (Реймс был в руках лигистов) Анри де Бурбон, наконец-то, короновался.
В ближайшие четыре года Генрих IV последовательно решил три важнейшие задачи: победил дворянство Лиги (в основном путем переговоров и подкупа), завершил «долгоиграющую» войну с Испанией и главное – подписал Нантский эдикт. Изданный 13 апреля 1598 года, он стал важнейшей акцией по установлению мира (не только религиозного) в обескровленной стране. Король был убежден: несмотря на противодействие ортодоксов из двух лагерей, мирное сосуществование конфессий возможно. Гугенотам было предоставлено право свободно исповедовать свою веру в большинстве городов (Париж остался бастионом римской церкви), но государственной религией объявлялась католическая. Вплоть до своей смерти король соблюдал решения эдикта.
Исключая непродолжительную войну с Савойей, заговор маршала Бирона и восстание герцога Бульонского (жестко подавленных в зародыше) спокойствие во Франции не нарушалось до самой смерти монарха. Авторитет королевской власти был восстановлен. Генрих IV блистательно вошел в образ внепартийного, проникнутого идеалами терпимости короля, гаранта возрождения Франции. Он взял в свои руки систему финансов, администрации и управления, внимательно относился к нуждам крестьян и буржуа. Ближайшими помощниками короля были талантливые администраторы, в первую очередь – Максимильен де Бетюн, герцог де Сюлли, который носил этот высокий титул только с 1607 г., но еще во время Варфоломеевской ночи как гугенотский воин-дворянин примкнул к Генриху Наваррскому и с тех пор верно служил королю. Карьера Сюлли была единственной в своем роде по сравнению со всеми остальными в 16 веке. Сюлли носил множество звучных и доходных титулов, среди них с 1598 г. звание «суперинтенданта финансов», которое он превратил в доминирующую функцию во всей королевской финансовой администрации; но за всю жизнь он не освоил роли первого министра, а был и остался преданным и близким соратником короля, и никогда не возникало опасности, что Сюлли поступит иначе, чем того хотел король.
Весьма важными были достижения Генриха IV в области развития ремесел и торговой политики. Он поощрял инициативы в этой сфере и проявил себя первым «меркантилистом» Франции. Промышленность по производству массовой и роскошной одежды сильно окрепла, производство шелка было поддержано стимулированием выращивания тутовых деревьев и разведения шелковичных червей. Консультируемый компетентными хозяйственниками (Оливье де Серр, Бартелеми де Лаффема и др.), король нацелился на политику активного торгового баланса, положил начало основанию французских колоний в Северной Америке и поощрял французских купцов к продвижению в них.
За год до гибели Генрих IV решил, наконец, обратить свой взор на главных соперников в Европе — Габсбургов. Он готовился (в связи с войной за Юлих-Клевское наследство в 1609–1610 гг.) к походу против австрийских и испанских Габсбургов. Испанию нужно было любыми средствами лишить возможности послать свои войска в Нидерланды через Альпийские перевалы. Из-за неожиданной смерти монарха политика обострения отношений с Испанией так и не получила должного развития…
Биограф короля Габриэль Аното писал: «Этот гений примирения, которым он был одарен, особенно проявился в найденном им выходе из религиозных затруднений… Всем нужно было дать удовлетворение, делая по возможности меньше уступок и оберегая достоинство и прерогативы королевской власти».
Королева и фаворит
В 1599 г. наконец стал возможным новый брак Генриха IV, который должен был помочь освобождению Франции от долгов. К важнейшим кредиторам страны все еще принадлежала Флоренция. Флорентийская заинтересованность в браке с французским королем существовала уже давно, имелась и подходящая принцесса – Мария. Маргарита же согласилась на развод и, после длительных переговоров, Папа разрешил его. Так освободился путь для Марии Медичи, внучки Козимо I и племянницы правящего великого герцога Фердинанда I. Она стала новой королевой Франции и принесла в приданое 600 000 экю. Франции удалось освободиться от долгов и улучшить состояние бюджета.
Благодаря этому браку Франция могла активно влиять на внутриполитическую ситуацию в Северной Италии. Генрих IV понимал огромную внешнеполитическую и финансовую выгоду этого союза и относился к супруге корректно и внимательно. Мария стала не только королевой Франции, но и матерью его законных детей. Уже в 1601 г. появился на свет первый сын Людовик, наследник трона. Правда, благополучные семейные отношения Генриха отнюдь не связывали…
Мария Медичи, выйдя замуж за Генриха IV, перевезла во Францию и свою свиту. В ней были женщина и мужчина, которым вскоре предстояло сыграть во Франции катастрофическую роль. Ее звали Леонора Дози, его – Кончино Кончини. Она была молочной сестрой королевы; умная, честолюбивая, ловкая, Леонора пользовалась большим авторитетом у флорентийки, которая только и думала о том, как бы доставить ей удовольствие. По словам одного из ее биографов, это была «маленькая, очень худая, очень смуглая, хорошо сложенная особа с резкими и правильными чертами лица». Ей было двадцать семь лет. Это потом она стала называться Галигаи, именем, под которым ее знают сегодня.
Флорентиец из сенаторского рода, он исполнял при королеве обязанности шталмейстера. По рассказам знавших его людей, он был «тщеславен и хвастлив, гибок и смел, хитер и честолюбив, беден и жаден». Ему было двадцать пять. Во время путешествия из Италии во Францию Леонора влюбилась в молодого нотариуса и завлекла его в свою комнату. Польщенный вниманием дамы, бывшей в близких отношениях с королевой, молодой человек прикинул преимущества, которые ему может создать эта связь, и легко уступил. С этого момента именно он через посредство Леоноры руководил Марией Медичи. Вместо того чтобы отослать обратно в Италию всех этих шумных, болтливых и амбициозных ветрогонов, прибывших во Францию с одной лишь целью поискать удачи и разрушить душевные узы флорентийки с родной страной, Генрих IV позволил многому войти в привычку. И когда королева прибыла в Париж в начале февраля 1601 года, итальянцы уже прочно сидели на своих местах. Леонора стала камеристкой королевы, а во Франции этой должности удостаиваются только дамы из высшей знати. Так что у Кончини в руках оказалась вся свита Марии Медичи. Ставки были сделаны...
Кончино Кончини, амбициозный, хвастливый, бессовестный, льстивый с вельможами, высокомерный с теми, кто ниже его, сумел добиться множества значительных постов. К моменту смерти короля его состояние было одним из самых крупных в Париже. На улице Турнон ему принадлежал великолепный особняк, стоимость которого оценивалась в сумму около 200 000 экю. В этом особняке он закатывал поистине княжеские празднества.
Под мощной защитой королевы, которая осыпала его бесконечными милостями и отдавала почти все имевшиеся у нее деньги, он очень скоро стал для всех нестерпим. Не раз и не два дворяне, с которыми он вел себя нагло, поручали наемникам как следует отколотить его. Но это не послужило ему уроком, и он продолжал властвовать во дворце и держаться так бесцеремонно, что за его спиной не утихал ропот возмущения. Простой народ все это объяснял (шепотом, конечно!) тем, что он был любовником Марии Медичи и что Леонора просто закрывала на это глаза, чтобы не лишиться безграничных благодеяний своей молочной сестры. Королева отдала ему даже несколько драгоценных камней из короны.
По столице гуляли памфлеты и непристойные песенки, в которых королеву обзывали шлюхой, а фаворита окрестили именем какой-то рыбы. Более сдержанный в этом отношении великий герцог Тосканский ограничился тем, что написал:
«Чрезмерная нежность Марии к Кончини и его жене отвратительна, чтобы не сказать скандальна». Что, впрочем, означало то же самое... После смерти Генриха IV Кончини, сумевший выманить у королевы баснословную сумму в восемь миллионов экю из тех средств, которые годами старательно копил для королевства Сюлли, купил себе Анкрский маркизат в Пикардии. Затем стал первым дворянином в королевском покое, суперинтендантом дома королевы, губернатором городов Перонна, Руа, Мондидье и, наконец, маршалом Франции, хотя в жизни своей не держал в руках шпаги.
С этого момента фаворит начинает откровенно командовать не только министрами, но и королевой. Однако теперь из-за сыпавшихся на него бесконечных нападок он стал более осторожным и никогда не выходил из дворца один, но всегда в сопровождении группы бедных дворян, которых он к себе приблизил, платя каждому по тысяче ливров в год жалованья и называя их при этом презрительно «своими продажными олухами»…
Наследник и де Люинь
Среди многих детей Анри де Бурбона, ставшего королем Франции Генрихом IV, его законный старший сын и наследник Людовик был, вероятно, самым несчастным и «дерганным». Весьма вероятно, что к эпилепиформным припадкам, энтериту и кожному туберкулезу (жуткому, до язв, зуду) также прибавились и сбои в гормональной системе – у Людовика очень долго на лице не было никакой растительности, и бриться он начал очень поздно.
Подозрительный, раздражительный мальчик при этом дворе, который венецианский посол называл «борделем», был явно «не ко двору». В 9 лет Людовик стал королем Франции, но правила за него мать Мария Медичи, коронованная на регентство за день до смерти Генриха IV, ее любовник Кончино Кончини, маршал д’Анкр, и супруга маршала Леонора Галигаи.
По-настоящему хорошо он чувствовал себя лишь на охоте и в кругу ближних слуг, которым даже помогал застилать свою постель и с которыми его связывали довольно близкие, почти дружеские отношения. Отсюда его расположенность к людям низкого звания. Людовик любил физический труд, несмотря на юный возраст, у него были буквально «золотые руки»: отличный кузнец, слесарь, механик, а также музыкант и танцор.
Болезненный ипохондрик, он не чувствовал ни любви со стороны темпераментного отца, ни со стороны нудной матушки. Но был человек, который очень часто вспоминал о несчастном ребенке. Добрая королева Марго, первая жена короля Генриха, раз в неделю непременно навещала мальчика, осыпала его подарками, рассказывала ему сказки и забавные истории и играла с ним. Когда она собиралась уходить, Людовик грустнел и умолял не покидать его. Но все на свете рано или поздно кончается. Ранней весной 1615 года Марго умерла. Людовик очень тосковал. Он понял, что лишился единственного человека, который по-настоящему любил его.
Именно в это время одинокий Людовик подружился с дворянином, который хорошо знал повадки всех птиц и умел замечательно обращаться с пернатыми, в том числе и соколами. Король назначил его своим личным сокольничим, и молодые люди вскоре стали неразлучны, несмотря на 23 года разницы в возрасте. Они обучали птиц и готовили силки для охоты. Но новый любимец государя мог обучать не только соколов. Особенно искусно он дрессировал маленьких ловчих птиц — например, серых сорокопутов, которых в Англии называли птицами-палачами. Этого дворянина звали Шарль д'Альбер, герцог де Люинь. Природа не терпит пустоты – де Люинь в какой-то степени заменил несовершеннолетнему королю отца и старшего брата, которых у него не было.
Из политических соображений Людовика собрались женить на самой красивой и богатой невесте Европы – дочери испанского короля Филиппа III, Анне Австрийской. Юный монарх, безвольный и меланхоличный, тяготился наглостью Кончини и властолюбием матери, а к предстоящему браку относился более чем без энтузиазма. Занявшись приручением птиц, Людовик и вовсе перестал интересоваться приготовлениями к свадьбе…
Итак, господа ролевики, снова добро пожаловать в Париж!
Судьба Франции опять в ваших руках!
Общие правила
Уважаемые игроки! Мастера не стремятся сделать реконструкцию XVII века, поэтому не выдвигают строгих требований к костюму. Вместе с тем адекватная стилизация является практически необходимым требованием. По вопросам стилизации костюма и комплектации аксессуарами мастерская группа рекомендует обращаться к Алине Владимировне Немировой, которая любезно согласилась предоставить свои знания и опыт.
1. Игра – только по индивидуальным либо групповым заявкам! Приехавшие без заявок направляются во Двор Чудес (при согласии капитана) или в горожане. Альтернатива – внесение штрафного взноса в размере 30 гривен. Групповая заявка состоит из индивидуальных, объединенных по какому-либо принципу – один город, одна команда и т.п.
2. Мастера, стремясь сделать игру максимально творческой, отдают все вопросы трактовки образа на усмотрение игроков. Контроль за соблюдением правил и адекватностью поведения возложен на ключевых ролевиков – сюзеренов или начальников игрока.
3. Дворяне, желающие свести счёты (дуэль или встреча), делают это по взаимной договорённости (число ударов, поражаемая зона, до смерти или нет). Приведенные здесь боевые правила написаны для стандартных ситуаций, например, прекращения грабежа патрулем городской стражи.
4. Игра идет круглосуточно! Небоевого времени нет!
5. Шпага – «защитница дворянства». Право ношения длинномерного холодного оружия (шпага, рапира) – неотъемлемая привилегия родового дворянства. Простолюдины пользуются любым оружием, кроме шпаг и рапир!
6. На игре существует отдельный класс фехтовальщиков – бретёры. Как правило, это опустившиеся дворяне, пренебрегшие правилами чести, но прекрасно сохранившие боевые навыки. Бретёр может быть наёмником на чьей-то службе либо «вольным художником». Для них не существует «честных поединков», в частности, бретёры могут носить одновременно шпагу и оглушающую дубинку.
7. Судебная система, превотство, городская стража находятся в ведении Парижского парламента.
Допросы проводятся с применением «физического воздействия» или без него. В принципе допрос может проводить кто угодно, но достоверных ответов может добиться только государственный дознаватель с квалифицированными подручными. При этом «пытки» имитируются на усмотрение дознавателей, но без реального физического и морального ущемления игрока.
Связывание или заковывание игрока – на усмотрение вяжущего, но без физического ущемления. Кляп моделируется повязкой платка на рот и нос.
Декларация. На данной игре запрещены для фехтования цельностальные клинки, в первую очередь спортивные. Допускаются они только в качестве антуражных! Другие материалы изготовления клинкового оружия не оговариваются. Не существует травматичного оружия, есть травматичные изготовители и игроки. Вместе с тем, организаторы оставляют за собой безоговорочное право не допустить к игре любое оружие, сочтенное ими травмоопасным (вплоть до изъятия).
Обращение к «правдоискателям». Мастера стремились разработать оружейную систему, эффективную за счёт простоты, а не реконструировать пробиваемость доспехов. Тем, кому она покажется «несправедливой», напоминаем: любое правило работает в обе стороны, а выживание – не наука, а искусство, посему экипируйтесь по своим вкусам и понятиям в рамках оговоренной системы.
* * *
Боевая система бесхитовая, «пробойная». Доспех защищает то, что прикрывает. Максимальный защитный комплекс – кираса с горжетом, тапулом, рудиментарными привесными налядвенниками, шлем одной из упомянутых ниже конструкций, наручи или фехтовальные высокие перчатки. Допустимы малые фехтовальные щиты – тарч или рондаш (диаметр до 50 см), применяются наряду с доспехом только при несении службы. Кулачные щиты «а-ля викинг» НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!
Мастера охотно допускают возможную альтернативность игрового хода событий, но КАТЕГОРИЧЕСКИ не допускается альтернативное оружие и боевая амуниция. Допуск оружия к игре осуществляется мастерами на смотре.
Холодное оружие
Для дворян обязательна шпага, рапира, возможны дополнения: кинжал, дага; при несении службы в гвардии – дополнительно аркебуза или длинномер (эспонтон, ранкон, ронсард, алебарда), у офицеров – короткий протазан.
Офицеры начальственного состава при несении службы и при параде обязаны носить короткий протазан – отличительный признак капитанов и лейтенантов. Высшие военачальники (и никто более) носят белый шарф – маршалы, главнокомандующие, сенешали, коннетабли.
Алебарда (как и древковое оружие вообще) носится в двух случаях: дворянами гвардии – при несении службы, городской стражей – при патрулировании улиц. Длина оружия – до 2 м.
Это же относится к доспехам. Повседневно может носиться колет.
Городская стража (преимущественно молодые буржуа) не имеют права носить шпаги и рапиры. Обязательное вооружение городского стражника – короткая дубинка, не длиннее 60 см.
Шпага – одноручное клинковое оружие общей длины до 1,3 м, колюще-рубящее. Рапира – те же габариты, колющее.
Вспомогательное оружие – дага, кинжал, стилет, нож. Длина общая: дага, кинжал – до 0,6 м. Нож – не фехтовальное оружие, служит для тихого убийства, как и стилет, габариты – до 0,4 м общей длины. Тихого убийства перерезанием горла НЕТ! Моделируется таковое ударом ножа или стилета в область сердца.
Дубинка – длина до 0,6 м. Вооружены: городская стража – официально, слуги дворян – с ведома господина, уличные грабители – на свой страх и риск. Дворяне лично дубинками НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ НИКОГДА! Оглушение – удар дубинкой по плечу или спине, выключает человека на 10 мин. Для разъяснения ситуации можно сказать слово «оглушён». Человек в шлеме не подлежит оглушению.
Огнестрельное оружие
Существует оружие двух типов – аркебуза и пистолет. К игре допускается только оружие ручной работы, покупные шариковые пневматы запрещены! Габариты: аркебуза – 1, 25 м, пистолет – 0,5 м.
Защитное снаряжение
Доспехи: колет суконный или кожаный (защитная одежда); наряду с фехтовальными защитными перчатками – единственная защита, допускаемая к повседневному ношению. Иное защитное снаряжение игрок надевает для исполнения боевых задач (караульной службы и др.)
«Тяжёлое» защитное снаряжение: доспехи открытого ношения – кираса, бригантина; доспех скрытого ношения – кольчуга (любая, от ковровой до гровера).
Колет и кольчуга с доспехом не суммируются!
Шлемы: морион, кабассет, шапель, капеллина. Шлем носится только с доспехом открытого ношения, являя комплекс боевого или караульно-постового вооружения.
Пробой
Пробой огнестрельным оружием: кираса не пробивается; бригантина – аркебузой; колет и кольчуга – любым огнестрелом.
Пробой холодным оружием: кираса не пробивается, бригантина пробивается древковым оружием, колет пробивается колющим ударом любого оружия и защищает от режуще-рубящих ударов одноручного оружия, кольчуга защищает только от тихого убийства.
Пробой – тяжелая рана!
Смерть персонажа и Страна мертвых
В отличие от игры «Шпага чести», мастерами было решено возобновить работу Страны мертвых и ее мастера. Время отсидки – минимально 1(один) час, если не возникают дополнительные обстоятельства. Со Смертью можно сыграть в кости, орлянку или другую игру на срок отсидки или на выполнение какого-то поручения. Но помните – Смерть можно обыграть, но не обмануть! Все там будем.
Смерть на игре возможна только при особо оговоренных условиях:
- заранее оговоренная секундантами дуэль до смерти;
- казнь по приговору суда;
- отравление до смерти – только сертифицированным ядом, изготовленным определенными лицами;
- целенаправленное покушение на жизнь. Обязателен контрольный удар ножом или стилетом в область сердца с объявлением убитому о покушении;
- неудачное лечение раны;
- приход Смерти. Смерть – великий демократ и может прийти за каждым. Претензии – к Господу Богу.
Игроки, чьи персонажи умерли, выходят из Страны Мертвых в новой роли по согласованию с мастерами. Мастера оставляют за собой право дать новую роль по своему усмотрению. В любом случае, данный персонаж не возрождается.
«Умершему» персонажу должен быть поставлен крест на кладбище. До появления «могилы» игрок новую роль получить не может! Данное действие, равно как и прочие посмертные ритуалы, находится в ведении Мастера Смерти.
Ранения
На всякую рану есть лекарь. Лёгкие раны (раны в конечность) исцеляются с вероятностью 4:2 (моделирование – выход на 2 часа из игры при удачном исходе лечения). Тяжёлые раны (в корпус) исцеляются с вероятностью 2:4 (выход из игры на 4 часа при удачном исходе). Определение исхода лечения – кубик, загаданы числа. Легко раненый игрок может искать лекаря сам, тяжело раненый теряет способность к передвижению, но может звать на помощь. Лекарь не оказывает помощь, кроме первой (перевязка), на месте, раненого надо доставить в ближайшую команду (или в его родную). В обязательное снаряжение лекаря должны входить пузырьки с «зельем», на которые в виде этикетки наклеивается сертификат. Есть лекаря, исцеляющие любую рану со 100% (но дворянам у них лечиться не по гонору): мэтр Рене и мэтр Кабош-младший.
Без оказания помощи человек с тяжелой раной умирает через 20 минут, с легкой – через 40 минут. Раненый после излечения в ту же боевую ситуацию не возвращается, исцелений «на месте» нет!!!
Территориальная организация игры
Действие игры происходит в Париже и его пригородах. Предполагается наличие следующих кварталов: Лувр, отель де Ришелье, отель д’Ангулем, Бастилия, городские кварталы, казармы гвардии и городской стражи, испанское представительство, двор Чудес, кабак «Добрый католик», трактир «Королевская яичница» и другие.
Кварталы должны иметь стены, четко оформленные входы и выходы. При входе должна быть сделана вывеска с названием квартала.
Господа ролевики! В правилах невозможно расписать все, поэтому – думайте, предлагайте и делайте! Мастера охотно поддержат любое разумное начинание.
Хорошей вам игры!