Мне очень неприятно писать о том, о чем я писать собрался. Мне искренне жаль Алину, а к Минигану я много лет испытываю теплые чувства. Но молчать я больше просто не могу.
Если человек покупает в магазине испорченный товар, он может обратиться в комиссию по защите прав потребителя, а кто защитит меня, обманутого в своих надеждах игрока? Кто защитит честь и достоинство Арбалетчика, которого Алина подставила перед всем Ангбандом? Мне остается только вооружиться “ толстой палкой ”, как говорит Лешенька, состоящей из аргументов и фактов, и пойти стучаться в ворота мастеров.
Некоторым из изложенных здесь претензий более тринадцати лет. Поэтому, я бы хотел, чтобы мой текст был воспринят оппонентами в качестве рабочей критики, без лишних эмоций.
О ТОМ, КАК ЭЛЬФЫ ПРОИГРАЛИ ВОЙНУ И ВЫИГРАЛИ СИЛЬМАРИЛЫ.
Некоторые соображения по поводу моделирования боевых действий.
Беоринги должны быть в клетке!
Алина Немирова. Первый день игры.
А в глубине кармана
Двуручник Минигана
И карта укреплений, блин,
Эльфийской стороны…
Я всегда привык считать ролевую игру коллективным творчеством, в ходе которого возникает некая условная реальность, имитирующая жизнь. В этом, по крайней мере для меня, и заключается весь смысл и интерес игры. Именно для того, чтобы действовать в этой субреальности, я еду на полигон. И чем эта реальность, пардон, реалистичней,- тем больше кайфа. Теперь оговорюсь, чтобы всем было ясно. Когда я пишу о “реалистичности”, я имею в виду не реализм боевки, экономики, или любого другого отдельного игрового элемента, а игры в целом как полноценного живого организма, того, о чем Станиславский говорил – “верю” или “не верю”.
Теперь об игре Немировой “Долгий мир”. Посмотрим на то, во что мы все-таки играем. Сильмарилион – произведение эпическое. В описываемый период происходят события поистине грандиозные. Мы видим расколотый надвое мир, в котором великие князья эльфов (по сути сверхлюдей) держат постоянный развернутый фронт из семи
армий против демона вселенского зла - Моргота. Что было дальше, знают все. По меркам нашего мира, в воздухе ощутимо пахнет Мировой войной, причем в той ее стадии, когда она из холодной переходит в стадию очень даже горячей. И так, как ни крути, не смотря на благостное название, игра получается стратегической. Танк, прошу прощения, под юбкой не спрячешь.
Что же требуется для создания адекватной стратегической ситуации на игре? Все очень просто, нужно всего лишь адекватно расставить команды, пригласить адекватных игроков-капитанов, и адекватно эти команды наполнить. Без этих трех простейших действий невозможна никакая “реалистичность”. Правильно ? Правильно. Привожу пример. Что требуется от человека, который собирается играть принца нольдор? В рассматриваемый период его персонаж – это не только зодчий, певец, философ, а прежде всего князь и полководец. То есть, человеку нужно не резвиться на лужайке, бренчать на гитаре и лапать эльфиек, а вести в бой дружину, которую для начала нужно еще иметь. Резвиться тоже можно, но только потом, в свободное от работы по защите отечества и всех свободных народов Белерианда, время. А если человек этого не понимает, не может собрать игровую команду, способную вести игровой бой, то какой он нахрен князь? И не надо заявляться на роль принца – рожденный ползать летать не может.
Я предвижу закономерный вопрос: “Ярослав, зачем ты морочишь нам голову, все это знает любой начинающий игрок, и понимает любой здравомыслящий человек, впервые прочитавший Сильмарилион. Друзья мои, в том-то и состоит весь ужас ситуации, что, попав на игру, я с удивлением обнаружил, что мастера почему-то этих элементарных вещей не понимают и клинически понимать не хотят.
Мне хочется задать сакраментальный вопрос: для кого мастера делают игру! Для себя или все-таки для игроков? Если для игроков, то они (мастера) обязаны создать адекватный первоисточнику игровой мир. Насколько я понимаю, мы ехали играть в Толкиена (отца и сына), а не в Алину Немирову и Андрея Минигана.
Давайте посмотрим, как мастера справились с возложенной на них миссией. Сначала хотелось бы сказать пару слов о боевых правилах. Когда я впервые попал на игровую тусовку, а было это лет четырнадцать назад, я никак не мог понять одного – зачем на каждую новую игру пишутся новые боевые правила. Зачем изобретать велосипед? Это же просто неудобно – игрокам разбираться каждый раз с новой боевкой. Потом мне в голову пришла крамольная мысль – некоторые мастера просто удовлетворяют таким образом свои личные амбиции, и плевать им на игроков. Печально, прошло четырнадцать лет, а ничего так и не изменилось. А теперь выскажу личное мнение. Подраться на игре, конечно, очень прикольно, но ездить играть исключительно в “войнушку”, на мой взгляд, взрослому мужику как-то даже стыдно. Для меня война на игре интересна лишь в той мере, в которой она является частью реальной жизни и исторической ситуации. Мне совершенно не интересно принимать участие в экспериментах Минигана в области инфантильного милитаризма. Для меня главное, чтобы в игровой драке я не забивал себе голову сложными расчетами, никого не покалечил, и никто не покалечил меня. Поэтому считаю, что боевка должна быть не реалистичной, а простой, удобной, и безопасной.
Теперь переходим к самому вкусному. Стратегия. Уууу!!!
Пункт первый. Сверхоружие.
Броня, движение и огонь – существеннейшие признаки новых средств атаки.
Гейнц Гудериан
Игра, кроме всего прочего, еще и спортивное противостояние. А в спортивном противостоянии у всех сторон конфликта должны быть равные шансы на победу. Это, господа мастера, тоже аксиома. Ну, неужели так сложно было соблюсти равенство в соотношении сил и средств, противоборствующих сторон? Или хотя бы не допускать грубейших ошибок? Да, да, я о барлогах. Конечно, ролевая игра не футбол, и мы обязаны учитывать особенности изображаемого нами мира. Конечно, барлог вещь мощная и страшная, но что вам мешало, уважаемые мастера, ввести простой и ясный для всех стандарт на отыгрывание этой твари. Подчеркиваю, любой, (исключая полную неуязвимость), но ясный и понятный для всех стандарт? Или вы, в приступе мастерского пароксизма, решили, что никто в мире не знает, что такое барлог? Алина, вы считаете себя толкиеноведом, неужели вы забыли, что в мире еще живы эльфы, которые с барлогами сражались? Не помните? Могу перечислить имена.
Придется кое-что объяснить, используя пример из современной жизни. Любой из нас вряд ли способен что-то противопоставить ядерному взрыву. Однако, любой школьник, не задумываясь, перечислит поражающие факторы оного, и средства защиты от оружия массового поражения.
Перед игрой я буквально выдавил из Минигана признание в том, что инфа по барлогам будет содержаться в эльфийских библиотеках. Оговорюсь, для моего персонажа все это имело второстепенное значение, меня интересовала целостность игрового мира. Услышав заверения мастера, я успокоился, но не тут-то было.
Почему, если вы прячете эту информацию в библиотеки, эльфы, которые эти библиотеки внимательно прочитали, встречают перед собой фактически неубиваемых барлогов? Не надо говорить, что глупые игроки сами во всем виноваты. Я никогда не поверю в то, что Миша Скоробогатов, Эльдар и Анечка Николаева – дураки. Откуда в библиотеке взялась бредовая информация о том, что барлог уничтожается физическим обездвиживанием? Почему Эльдар, в котором вместе с доспехом полтора центнера живого веса, вынужден падать на Подхрюшника сверху? Миниган, я спрашиваю тебя, ты в своем уме? А если бы они друг другу кости переломали, или шеи посворачивали? Или давай, Эльдар упадет в следующий раз на тебя, приятно будет?
Далее. Когда к нам зашел таки Подхрюшник, и поведал, какой на самом деле действует стандарт, (на усмотрение самого барлога и ролевой отыгрыш персонажа). Ринглин сказал: это же Лорин “Сильм экстрим”, но только игра там была совсем другая по смыслу.
Дорогие друзья, давайте прекратим наконец-то воровать чужие стандарты, а если уж воруем, то хотя бы не тулить их туда, куда они не тулятся.
Таким образом, Миниган дал в руки Миши Сухарева, главнокомандующего Ангбанда, оружие, которым тот как хороший игрок, на мой взгляд, просто не мог не воспользоваться. Дальше, все происходило как на уроке по оперативному искусству. Умница Сухарев формирует три ударные группы, состоящие из барлога, шести орков, и черного маяра, действующие по параллельным направлениям. И это не оставляет светлым ни единого шанса в поле. Все, Дагор Браголах свершилась.
Теперь, небольшой совет игрока боевому мастеру. Если хочешь поддержать свой авторитет в боевке, не надо цитировать Гудериана и Клейста, мы это и сами слава богу можем, ты едь на игру, и сделай то, что сделал Миша. И тогда я тебе поаплодирую.
Пункт второй. Фронт.
Пушки, танки и броня – одинаково фигня,
Прекращения огня британцы не дождутся!
“Белфаст”
Любое стратегическое или спортивное противостояние разворачивается на неком поле. Давайте посмотрим, каким полем нас обеспечили мастера для того, чтобы игроки могли самозабвенно выяснять между собой преимущества “света” или “тьмы”. Итак, семь армий нольдор осаждают Ангбанд. Предлагаю двигаться слева направо.
Хитлум. Владения верховного короля эльфов Финголфина. Единственная команда, которая осталась на своем месте. Ах да, ну и Дортонион, конечно же, но об этом позже. Там же Хадоринги – люди второго дома. Очень хорошо, имеем слева от Ангбанда цитадель и армию.
Дальше, центр обороны! Плато Дортонион. В нем должны быть аж две эльфийские крепости. Слева Дортонион замыкает местность под названием Тол Сирион. Надо сказать, Толкиен всегда весьма вольно обращался с географией. Короче, Тол Сирион – это остров на реке, которая толи течет прямо через горы, толи протекает между двух горных цепей. Но бог с ними с горами, фэнтэзи есть фэнтези, главное в том, что это единственное место, где армия может пройти с севера на юг. Как говорили в двадцатом веке – танкоопасное направление.
Финрод Фелагунд сразу понял, насколько это стратегически важная точка, построил на острове мощнейшую крепость – Минас Тирит (Белая Башня), которую позже отдал в лен своему младшему брату Ородрету. Минас Тирит одна из самых мощных эльфийских твердынь Белерианда, постоянно занятая сильным гарнизоном. Алина Владимировна, где Минас Тирит? Почему вы приглашаете в качестве Ородрета игрока, который скорее всего не приедет, крепость не построит, команду не соберет (об этом знают все)? Айвенар замечательный парень, но у него тяжелая и сложная работа, он мотается по всему СНГ. Он просто очень занят. Я бы, кстати, на его месте тоже не приехал, есть вещи в жизни поважнее ролевых игр. Почему вы не позвали на роль Ородрета, к примеру Орма, который если бы дал согласие, то Минас Тирит бы построил, причем любого размера. Почему вы назначаете в замену Айвенару Кирилла, в тот момент, когда он уже ничего не может сделать, когда Тол Сирион уже безвозвратно пролюблен? Почему, когда ребята из нашей команды в отчаянии обратились к вам с просьбой: “Алина Владимировна, пусть беоринги займут Минас Тирит, в Нарготронде никто не против, мы закроем брешь в обороне”, вы сказали – “у беорингов крепости нет, Тол Сирион вы не получите. Мол, хватит с вас Ангрода с Аэгнаром. Как это называется?
Так Моргот еще пальцем не пошевелил, а с Минас Тиритом было уже покончено.
Как вы, наверное, помните, коллеги игровики, Дортонион – это плато в горах, и до него стена огня не дошла. Плато оказалось просто выше. А вот ниже и естественно севернее находилась пещерная крепость Ангрода и Аэгнора. Это, друзья мои, самый центр обороны. И в этот самый центр Алина ставит очень молодую и, прямо скажем, не опытную команду. Но это еще ничего. Молодость – это хорошо, а неопытность – ерунда. Мы все когда-то впервые ехали на игру. Все еще можно было исправить, если бы команда стояла там, где ей и положено в соответствии с игровой географией. И плевать на то, что у ребят, кроме кольчуг и мечей, ничего не было. Если бы крепость, которую они таки построили, прикрывала лагеря людей, то были бы у них и копья с алебардами, и строевые щиты, и тяжелая пехота, и стрелки. Все это было в мелких, но многочисленных лагерях светлых людей, расположенных в центре полигона. Возник бы естественный, но, самое главное, правильный район сосредоточения для всех беорингов и халадинов, которые стояли за нами.
Но форт Ангрода и Аэгнора был сдвинут Миниганом далеко восточнее и южнее (справа и за нами). Единственное логичное объяснение – это стремление прикрыть Химринг, ведь гора Химринг тоже почему-то оказалась на двести миль южнее (не выдержал, и специально померял по карте), чем в Сильмарилионе. В результате люди оказались лишены прикрытия и возможности помочь Ангроду в случае внезапного нападения. Конечно, все погибли. Все лагеря были уничтожены, включая форт Ангрода и Аэгнора. Вот такая у нас с вами, Алина, получилась эпическая сказочка. Ребята могут быть благодарны вам за то, что вы за счет их игровых жизней спасали шкуры своих домашних любимцев.
Резюме. Поздравляю, господа мастера, вы развалили фронт в центре почище большевиков в семнадцатом.
Наконец Химринг. Правый фланг осады Ангбанда. Я даже не буду писать о том, что вместо пяти дружин феанорингов на правом фланге оказался сборный отряд только чуть ли не из самих братьев (да и то не всех), это ладно. Но Химринг Алина сместила прямо к самому Дориату (почему тогда не за Дориат?). Мы все помним –“ Клянусь ненавидеть и преследовать…” и т.д. Просто позор. Существует только одна версия. И не я ее придумал. Смещение Химринга на юг объясняется исключительно желанием АВ спасти своих покемонов от уничтожения. Видимо, чтобы из под веревочки под веревочку перебегать было ближе.
Вследствие безответственных действий мастеров по отношению к игровой географии первая линия обороны оказалась разорванной и практически перестала существовать. Вторая линия обороны (которой в правилах гордо назван Нарготронд) тоже была ликвидирована, поскольку Нарготронд тоже был выдвинут далеко вперед на левый фланг, в первую линию, что при колоссальном разрыве в центре создавало прямую опасность изоляции.
Такое расположение частей в районе боевых действий, Алина Владимировна, на военном языке называется предательством, генералов, в военное время за такое расстреливают, а в мирное (на учениях) выгоняют из армии с позором, без права на пенсию.
Мы, конечно, не могли поставить мастеров (поскольку они не являются игроками) к стенке палатки и расстрелять их из игровых луков игровыми стрелами, но выгнать без права на пенсию – можем. Арбалетчик запретил Ангбанду сдавать взносы до окончания игры. Пацаны, я полностью вас поддерживаю. Браво, Лешенька, Алина их просто не заслужила!
(Продолжение следует.)